Феодоровская икона Божьей Матери с Россией православной неразлучна.
Феодоровская икона Божьей Матери по праву может считаться дивным участником, даже вершителем, непростой российской истории.
Потому что в старину, по преданию, она принадлежала самому святому Александру Невскому. Отец его Ярослав (Феодор в крещении) дал образу такое название и благословил им благоверного князя на брак с Александрой Брячиславной.
И перед этой же иконой был вверен покровительству Божией Матери поставленный на царство первый русский государь Михаил Романов. Сие событие, случившееся в 1613 году, ознаменовало окончание мучительного для российского государства Смутного времени.
Оттого с той поры так уж повелось, что именно эта святыня особо почиталась в российском императорском доме. А потому принцессы заграничные, будущие царицы, принимая перед браком с наследниками русской короны православие, часто становились Феодоровнами.
Феодоровская икона Божией Матери считается покровительницей семейных отношений, помощницей в родоразрешении и в излечении от бесплодия.
Иконографически она схожа с Владимирским образом Богородицы: также относится к типу Умиление. Божественные Лики Матери и Младенца прижаты друг к другу, левой ручкой Иисус обнимает Пречистую за шею, касаясь Ее щеки. Характерной приметой этого изображения служит обнаженная голень левой ножки маленького Спасителя.
Еще одна особенность образа в том, что на обратной стороне его изображена покровительница невест и свадеб - святая мученица Параскева (Пятница).
Феодоровскую икону именуют также Костромской - по месту ее обретения и нахождения.
Существует несколько версий истории, объясняющей обретение этого древнего чудотворного образа. Считается, что написал его евангелист Лука, а изначально находился он в окрестностях поволжского Городца в часовне. Георгий Всеволодович, князь Владимирский хотел перенести его в Китеж, как просили жители, однако икона «не далась». Поэтому в 1164 году Георгий устроил на том месте Городецко-Феодоровский монастырь. Во время разрушительного пожара 1238 года, устроенного монголо-татарами при набеге на город, часовня, в которой находилась святыня, полностью сгорела.
А икона, по одному из древних источников, чудесным образом была явлена летом 1239 года в лесу неподалеку от Костромы. Примечательно, что накануне обретения по улицам города ее пронес воин, очень похожий, по мнению обывателей, на святого Федора Стратилата.
Образ в сопровождении духовенства был с почетом препровожден в Кострому и помещен в соборном храме во имя великомученика Федора Стратилата. Купцы, ранее жившие в Городце и пришедшие на поклонение к иконе, опознали в ней свою утраченную чудотворную святыню.
Через несколько лет храм, в котором обреталась Феодоровская икона Божией Матери, полностью сгорел, святой образ спасти не успели. Но милость Пресвятой Богородицы поистине неисчерпаема: через три дня он нашелся абсолютно неповрежденный!
Во вновь возведенном каменном соборе Матушка Федоровская, облаченная в золотые с серебром ризы, украшенные драгоценными камнями, была поставлена за престол.
В 1260 году к Костроме подступили татары, убеждая князя Василия Георгиевича сдаться, но он, надеясь на помощь Заступницы - Федоровской Богородицы, ответил отказом. И велел взять из храма чудотворный образ, пронести его перед войсками, утверждая их в решимости. Когда полки противника двинулись в атаку, от чудотворной Федоровской иконы вдруг воссияли яркие лучи, словно огненные стрелы, попалившие врагов. И бросились в панике бежать они, в давке калеча друг друга сами. Место, на котором произошло такое чудесное заступничество и ныне существует, отмеченное установленным крестом и называемое вместе с ближайшим озером Святым.
Новое испытание, словно знамение свыше, было послано костромичам: вскоре после славной победы опять загорелся собор, где стояла икона. Огонь был внезапным и таким жарким, что ни у кого не хватало духу вбежать в храм, чтобы вынести святыню. Плача, христиане принялись звать на помощь свою спасительницу - Царицу Небесную. И тогда увидели они, как любимый образ стоит в воздухе прямо над пламенем. Утих пожар, и, поддерживаемая чудесной Небесной Силой, спустилась вниз икона, давая людям возможность принять себя.
Так святой образ Федоровский, укрепляя православный мир в вере христианской, становился его проводником на пути спасения.
Следующей значимой вехой в судьбе и Федоровской святыни, и российского государства стало ее участие в приглашении на царство Михаила Романова. Перед Ликом Пресвятой Девы инокиня Марфа, хоть и противилась, не смогла отказать послам, звавшим ее молодого сына на правление страной.
Вот и празднуется отныне две даты Федоровской иконы: 29 августа - день ее обретения и 27 марта - в память 1613 года.
Хранится же святыня в настоящее время в Костроме в церкви Воскресения Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря.
Неисчислимые благодеяния, поданные свыше по молитве у этого образа и его чудотворных списков, воспеваются стихами Акафиста, хранятся множественными семейными преданиями.
Об авторе: Права на данную статью принадлежат Ювелирной мастерской Евгения Бутенко, копирование данной статьи разрешается только полностью, без внесения изменений и правок, с обязательным указанием ссылки на сайт
