Икона Божьей Матери «Троеручица» - своими дивными делами к вере приводящая.
Икона Божьей Матери «Троеручица» одна из самых почитаемых в православном мире: ее история изобилует удивительными событиями - настоящими чудесами. И списки (копии) ее, размещенные во многих Божьих храмах, подобно самому оригиналу, также славятся чудотворениями, счастливыми исцелениями. Россиянам образ этот дорог еще и потому, что именно перед ним накануне расправы молились царские страстотерпцы Романовы вместе с Николаем II.
«Троеручица» Икона относится типу изображений Богородицы Одигитрия, что переводится как Путеводительница. Путь ко спасению обозначает изображенная на ней Небесная Царица - это жизнь со Христом в сердце. Она правой рукой поддерживает будущего Мессию, а левой указывает на Него же. (Это отклонение от основного канона Одигитрии, поскольку классическая иконография такого типа зеркально противоположна.) Взгляд Пречистой печален и отстранен в предчувствии грядущих крестных страданий Сына. Богомладенец же Свое лицо обращает к тем, кто стоит перед образом, а взор устремляет на Родительницу. Свиток в левой руке служит Ему опорой, от одеяния исходит яркое золотистое сияние.
Икона «Троеручица» двухсторонняя - с обратной стороны на ней изображен святитель Николай. Есть и еще одна особенность этого образа - главная, та, которая дала ему имя: внизу пририсована третья кисть руки. На одних изводах ее изображают металлической, сделанной из серебра, а на других - состоящей из плоти человеческой. Эта пририсованная дополнительная рука напоминает о невероятной, почти сказочной истории, произошедшей в Сирии более чем тринадцать столетий назад.
Жил в VII веке в Дамаске известный вельможа и помощник халифа - благочестивый христианин Иоанн (родился примерно в 676 году). Красноречив он был настолько, что в народе называли его «Золотой струей» - Хризороем.
В те времена Византией управлял Лев III Исавр, впавший в ересь и издавший в 730 году эдикт по запрету икон. Для поддержки христиан, поклонявшихся святым Божьим образам и подвергавшимся преследованиям, прислал Иоанн Дамаскин в Константинополь несколько писем. В них он смело и очень доступно объяснял ошибочность взглядов гонителей икон. Разгневался Исавр и задумал отомстить Иоанну, который был ему неподвластен, так как проживал в другой стране. Мстительный византийский правитель послал халифу письмо, якобы написанное Иоанном, которое изобличало невиновного праведника в измене своему государю. Халиф, поверив клевете, велел отрубить тому правую руку и вывесить ее в назидание.
После состоявшегося наказания поздно вечером по просьбе Иоанна ему вернули отрубленную кисть руки. Он примотал ее полотенцем к ране и стал молиться перед святым образом Всемилостивой Богородицы, твердо веруя в чудесную помощь. Обессилев, он заснул прямо у иконы, а когда утром пришел в себя и развернул пропитанное кровью полотенце, обнаружил руку сросшейся! Это чудо засвидетельствовали и обрадованные слуги Иоанна, и многие горожане, и даже сам раскаявшийся и попросивший прощения халиф. Так на иконе и появилась третья рука: в честь исцеления Иоанн сделал ее из серебра и прикрепил внизу.
После этих событий Иоанн Дамаскин, посетив Иерусалим, отправился служить простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Все добро свое он раздал бедным да монастырям, взяв с собой только любимую икону Божьей Матери «Троеручица».
В 1222 году святой образ покинул лавру: он был передан патриархом Гермогеном архиепископу Савве, который забрал его в Сербию. Во второй половине XVI века, когда Сербия страдала от нападений турок, «Троеручицу» необходимо было спасти от поругания. Насельники монастыря, помолившись Богородице, закрепили образ на спине осла и отпустили животное, издалека наблюдая за его передвижением. Удивительно, но ослик, словно увлекаемый неведомой силой, уверенно пошел вперед и доставил свою ношу в обитель Хилендарскую на Афоне. Там тоже свершилось чудо: после смерти игумена «Троеручица» Икона сама трижды выходила из алтаря и занимала игуменское место. Происходило это даже в запечатанном помещении, и с тех пор наместником обители иноки почитают Всемилостивую, усмотрев в этом Ее волю. Небесная Игуменья и ныне опекает Афонский монастырь, в опасные минуты насельники и покушавшиеся турки неоднократно видели Ее обходящей свои владения.
Это лишь малая толика чудотворений, связанных с этим святым образом и его списками, которые имеются во всех православных странах. Россия познакомилась с «Троеручицей» иконой давно - самые первые списки ее были привезены из Хилендарского монастыря в 1661 и 1664 году. Сегодня поклониться чудотворному образу Божьей Матери «Троеручица» в Москве можно в храмах Покрова на Малой Ордынке и в Голиках. В монастырях России: Алексеевско-Акатовском (Воронеж), Сухотянском Знаменском (Тамбовская епарх.), Ниловом (Тверская епарх.), Белобережской (Брянск), Псково-Печерском)...
Празднование иконе Божьей Матери «Троеручица» установлено два раза в год. Первый - 25 июля (то есть, по старому стилю 12 июля), напоминает о принесении ее в монастырь Иоанном Дамаскином. Второй - о дне вручения первого российского списка патриарху Никону - 11 июля (то есть, 28 июня).
Об авторе: Права на данную статью принадлежат Ювелирной мастерской Евгения Бутенко, копирование данной статьи разрешается только полностью, без внесения изменений и правок, с обязательным указанием ссылки на сайт
